Если человек выбрал четыре принципа, о которых мы говорили, как самое главное в своей жизни, то тогда он живет как душа. А это помогает ему настроить всю остальную жизнь, привнести в нее гармонию. И у нас у всех часто возникает вопрос: «А тем ли я занимаюсь в своей жизни? Как найти свое предназначение? Вот я уже шестьдесят лет крашу заборы, но, наверное, все-таки я не для этого был создан». И человека уже хоронят, а он говорит: «Я так и не нашел себя».
Как же найти себя? Понятие «найти себя» на санскрите называется словом «сва-дхарма», то есть это предназначение. У нас есть вечная деятельность – санатана-дхарма, это основные принципы. Но есть еще то, что предназначено мне на эту жизнь: кем мне быть в этой жизни, кем мне работать, чем мне заниматься. Сва-дхарма – это то уникальное, что я могу дать людям. Что же? Что же я могу дать людям? Для чего я создан? И мы сейчас об этом поговорим. И разобраться в этом нам помогут те принципы, о которых мы говорили. Принципы санатана-дхармы, или вечные принципы души.
У нас есть 4 вида потребностей. Самые главные потребности – физические. Это самые насущные потребности, поэтому сначала нужно разобраться с физическими потребностями: сколько есть, сколько спать, как о теле позаботиться. В здоровом теле – здоровый дух. Под духом имеется в виду твердая психика.
Когда физическое состояние у меня нормальное, тогда можно подумать и об эмоциональных потребностях. Ну то есть я поел, у меня есть дом, спится хорошо, все чувства мои счастливы, теперь надо как-то эмоции развивать. То есть кого-то любить, о ком-то переживать.
Когда с эмоциональной сферой все налажено, можно думать об интеллектуальных вещах. Интеллектуальные потребности – это не только разгадывать кроссворды. Это значит, что я могу что-то делать в этом мире. Я задумал – и сделал. Я могу делать, я могу действовать в этом мире. Я могу поразмышлять, придумать и воплотить это в жизнь. То есть, когда эмоционально все хорошо, должна появиться какая-то миссия. Надо дом построить, дерево посадить, сына вырастить.
А когда удовлетворены все эти потребности, то люди начинают думать о духовном.
Есть два типа мировоззрения на свои потребности. Кто-то думает, что все эти уровни надо подстраивать под физические потребности. Если эмоции мешают мне испытывать чувственные наслаждения, зачем мне такие эмоции? Зачем мне эти сантименты? Если интеллектуальные потребности мешают моим эмоциям и физическим потребностям, зачем они мне? А если духовность посягает на святое – то бишь на водку, то зачем мне ваша духовность? Самое главное, чтобы всегда было счастье для моего физического тела, а если остальное не мешает, то пусть тоже будет.
И существует другой вид мировоззрения. Раньше, в ведические времена, в основе лежали принципы. Принципы дхармы. Люди понимали, что если нет дхармы, то будут одни проблемы, если человек живет просто так, как ему хочется, то он живет в долг, ему нужно будет потом расплачиваться за это.
Поэтому тот, у кого более развитый разум, начинает всегда с изучения правил. Это называется дхармой. И, исходя из этой дхармы, он выстраивает свои физические, эмоциональные, интеллектуальные потребности и удовлетворяет их таким образом, чтобы не разрушать дхарму. Это ведическая культура. Когда этот принцип был на Земле – а это было принято на государственном уровне, – люди жили так же, как и мы: они тоже кушали, ходили в школу, у них были семьи, у них были врачи. Но все это выполнялось на основе этих принципов. И в итоге даже такая элементарная вещь, как ходить на работу, очищала человека. Представляете, он идет на работу, и так как он это делает по правилам, которые заложены в основе, поход на работу его очищает. Вас поход на работу очищает? Кого-то очищает. Если жить по принципам, то очищает.
Поэтому если у человека есть основа с заложенными в нее принципами, то у него постепенно наладятся все остальные сферы.